“На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих
утверди мое помышление…”

Великий канон. Творение святого Андрея Критского


    В первую седмицу Великого поста в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В Среду вечером пятой седмицы того же поста он будет прочтён в полном составе. Это чтение за великопостным богослужением в храмах продолжается вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.

    Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроиться на предстоящий постнический подвиг. Одна из главных духовных задач Великого поста – помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте осознать великую радость Пасхи – праздника, венчающего Великий пост.

Откуду начну плакати, страстнаго ми жития дел? Кое ли начало положу, Христе, нынешнего рыдания? Но яко Милосерд, даждь ми слезы умиления (понед., 1 троп. 1 песни). Не поведать, не перечислить, а оплакивать. Плакати по-церковнославянски – каяться, обращаться со слезами. А это значит, что постнический подвиг начинается у человека плачем о своём несовершенстве, о своих грехах, а заканчивается торжеством и ликованием о Воскресшем Господе Исусе Христе.

    Об авторе Великого покаянного канона – преподобном Андрее Критском – известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем. Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния и он заговорил. После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

    Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского – Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии. Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы – рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную – и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи. Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

    Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом – это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу – наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

    Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: “Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов…”

    Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: “Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей…”

    Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека. Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству – тому спасительному состоянию “духовной нищеты”, о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни – не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия. Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство. Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение – покаяние. Святые отцы называли покаяние “духовной баней”, ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.

    Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

    "Вонми ми, Боже, яко щедр, милостивным Си оком и приими мое теплое исповедание"

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google