Святой Великий понедельник Страстной седмицы

 

Началась Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, его страданиям на кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим.

 

Цель любого поста – упражнение в воздержании, очищение души от страстей и греховных помыслов, подчинение тела и души – духу. В Страстную неделю воздержание становится особенно усердным. В эту неделю предписывается есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников.

 

За полгода до Своих спасительных страданий Господь произнес притчу о бесплодной смоковнице (Лк. 13: 6–9): о том, что некий владелец виноградника три года искал плодов на смоковнице, но не найдя, решил срубить бесплодное дерево. Единственный у хозяина виноградарь упросил его: «Оставь смоковницу еще на один год», я окопаю и удобрю ее. Если же и после этого не принесет плода – вот тогда срубишь.

 
Теперь же в Великий понедельник: после торжественного входа во Иерусалим Церковь вспоминает "иссушение" Христом бесплодной смоковницы, а именно тот момент, когда Христос после ночи, проведённой со Своими учениками в Вифании, утром, идя в храм, взалкал (т.е. проголодался как человек). Когда вдали показалась смоковница, покрытая листьями, Христос к ней как человек подошел. Распущенные листья дерева наводили на мысль, что на смоковнице будут плоды, ведь смоковница сначала дает плоды, а затем – листья. Поскольку время собирания смокв еще не настало (см.: Мк. 11: 13) и ранние плоды еще не снимались, можно было ожидать, что хотя бы незрелые они найдутся на зеленеющей смоковнице. Однако, подойдя ближе, Господь обнаружил, что на ней ни зеленых, ни прошлогодних плодов нет. Значит, дерево, несвоевременно покрытое листьями, было совершенно бесплодно. И Господь произнёс слова проклятия: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19) Смоковница вскоре засохла. Увидев необычное чудо, удивились Его ученики сказали: «Господи, посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла (Мк. 11: 21). На что Icус Христос сказал: Имейте веру Божию; кто не усомнится в сердце своем и скажет горе: «Ввергнись в море», – сбудется по словам его (Мк. 11: 23). В этом «передвижении горы» – пример, что для веры, без малейшего сомнения, нет ничего невозможного. Поэтому и в молитве надо обо всем просить с верой, чтобы получить. Но, как говорит евангелист Марк, условием действенности молитвы является прощение согрешений своим ближним: если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11: 26).Почему же древом проклятия стала смоковница, инжир? По Ветхому Завету, смоквам приписывалась целебная сила, в частности считалось, что «пласт смокв» заживляет нарывы. Смоковница принадлежала к числу семи растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной. Смоковницы сажали в виноградниках, чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние. Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля, раввинов, она стала символом мудрости. Существует высказывание о том, что когда человек прикасается к смоковнице, то всегда находит на ней плоды, точно так же слова Торы всегда дают ответ человеку, когда он их произносит. Иудейские мудрецы обещают плоды от закона Моисеева – «во всякое время». Когда же Христос пришел к некоей подающей надежды смоковнице искать плодов, Он не нашел ничего. Символически – Он не нашел того доброго плода, который обещали раввины «во всякое время». И в противовес их претензиям на мудрость Господь заявил: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21: 19). Смоковница тотчас засохла до корня.Итак, проклятие смоковницы стало символом отвержения тех людей, которые имеют только внешний вид исполнителей закона, а в действительности добрых плодов не приносят. Евангельская история – это не только события исторического прошлого, но и символ, прообраз того, что может случиться в будущем. Всякое, каждое, любое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Богу не нужны только листья добродетели – внешнее пустое благочестие. Богу нужны реальные плоды покаяния, исполнение слова Божия.Следуя шаг за шагом, молитвенно днями Страстной седмицы, нам хорошо бы спросить себя начистоту: душе моя, когда наступит день жатвы и Виноградарь придет «во время Свое» собирать плоды, то не обрящет ли Он только листья и древо сухое, неплодное, негодное быть в Его Царствии? Мы должны помнить, что Господь долготерпелив и милостив. Он не спешит осудить грешника, любя всех людей и желая их исправления. Он непрестанно предлагает нам разные средства к исправлению, посылает нам через добрых людей совет и пример, дает нам возможность научиться добру, различными путями зовёт нас к Себе. Но если это всё не производит действия и грешник не раскаивается и не исправляется, если он не захочет идти на призыв Спасителя, тогда, по смерти своей, будет приведен на строгий суд и примет наказание за злые дела.
 
 
Святой Великий вторник Страстной седмицы
Ночь на вторник Iсус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел в храм Иерусалимский и много учил в храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он говорит о них, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не могли, потому что боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46) и был в восхищении от Его учения (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37).В Великий и Святой вторник вспоминаются события, описанные евангелистом Матфеем в 22 главе с 15 стиха. Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». (Мф. 25:1-13). Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В этот день Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами.Итак, «бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий". Будем следить, чтобы в наших сердцах была истинная благодать, чтобы Христос был нашей праведностью, чтобы наша душа была живой.
 
Святая Великая Среда Страстной седмицы.
Один из самых горьких дней Страстной недели. День, в чье воспоминание христиане круглый год постятся по средам. В этот день Иуда пре­дал Христа иудейским старейшинам за 30 сребрени­ков (Мф. 26, 6-16) (сумма, достаточная в те времена для приобрете­ния небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).Когда во время Тайной Вечери Спаситель объявил Апостолам, что один из них предаст Его, то и Иуда спросил: «Не я ли, Равви?». На что Cпаситель тихо ответил ему: «Ты», - но никто этого не слышал. И тогда Он обмакнул кусок хлеба в солило, подал его Иуде Искариотскому, сказав: «Что делаешь, делай скорее». Другие же апостолы подумали, что Иуда должен выполнить поручение Учителя. Поцелуй Иуды – первое и самое тяжёлое из мучений Господа. Это был знак солдатам. «Кого я поцелую, Тот Он: возьмите Его и уведите», - сказал Иуда злодеям, которых вёл ко Спасителю как к «преступнику». Поэтому предательский поцелуй Иуды явился неотъемлемой частью Страстей Христовых. Не зря в наше назидание представлен этот отрицательный и ужасный пример Иуды из Кариота. Святые Отцы обращают внимание именно на предательство Иуды, потому что желают научить нас осторожности и вниманию в духовной жизни, чтобы мы каким-либо поступком или своим поведением не предали Христа. Святые Отцы учат нас прощать своих врагов и особенно остерегаться страсти сребролюбия, так как эта страсть и сгубила Иуду. Страсть сребролюбия настолько овладела сердцем Иуды, что привела его к гибели. Он продал Самого Христа Спасителя. Он продал Кровь Христову, которая не имеет цены. Возникает вопрос: почему Сын Божий сделал Иуду Апостолом, несмотря на то, что знал, что тот предаст Его? Не был ли именно Иуда избран Самим Спасителем? И тогда кто несет моральную ответственность за его преступление?Иуда был выбран Самим Господом в число Апостолов и мог, и должен был оставаться им: его греховность сделала Иуду орудием зла и предателем Христовым. Иуда сознательно пошёл на это сатанинское дело: по причине своего маловерия и по сребролюбию. Среболюбие породило всё это зло. Страсть к деньгам сначала сделала его вором, а потом и предателем Христа. Из-за сребролюбия Иуда продал Учителя. Но Господь всячески старался исправить Иуду. Спаситель принял Иуду в число Апостолов ради благ Иуды. Спаситель Сам избрал его участником Своей жизни, даровал ему власть исцелять недуги и даже изгонять бесов. Среди Апостолов он занимал отнюдь не последнее место: вместе со Христом он разделял жизнь, слушал Его слова, видел Его чудеса, сидел вместе с Ним за трапезой и вкушал с Ним еду. Во время его пребывания с Христом он ничем не отличался от других Апостолов. Но он совершенно утерял свое Апостольство после греховного отступления, после предания Христа. Святое Евангелие свидетельствует нам, что Иуда раскаялся, но у него не было правильного покаяния. Он мог спастись, если бы не повесился, а покаялся всем сердцем своим пред Учителем. Господь простил бы его. Многие, не надеясь на прощение грехов, впадают в отчаяние. Даже такой страшный грех предательства Христа, грех предательства самого Бога мог бы быть отпущен, если бы при жизни он обратился к Нему – от всего сердца. В нашем сердце великая сила.Христос сделал ВСЁ, чтобы повлиять на Иуду, чтобы он исправился, но Иуда обладал свободой воли, а воля его склонилась ко злу. Он предал Христа по своей злой воле.
 
Страсти Христовы
Вечером Великого Четверга совершается служба страстей Христовых или 12 Евангелий. Продолжительное богослужение, когда во время чтения Евангелий все стоят в храме с зажженными свечами. Содержание Евангелий, 15 антифонов, которые поются между Евангелиями, седальнов посвящено прощальной беседе Iсуса Христа со Своими учениками на Тайной Вечери, преданию Его Иудой, суду над Ним у первосвященников и Пилата, Его распятию и отчасти погребению. По времени эти события относятся к ночи с четверга на пятницу и ко дню Великой Пятницы до её вечера.Во время чтения первого Евангелия молящиеся зажигают свещи и как бы вступают в глубокую тьму Гефсиманской ночи, окутывающей теперь мир. Начинается чтение двенадцати Евангелий. Это очень древний чин. В первые века христианства Евангелие читали всю ночь в тех местах, где Господь учил Своих учеников перед страданиями – на Елеонской горе, в Гефсимании, где был взят под стражу, на Голгофе, где был распят. Ночью, переходя из одного памятного места к другому, освещая каменистый путь светильниками, шли верующие по стопам Господа с молитвой.Двенадцать Евангелий составлены от четырех евангелистов. В промежутках между чтениями принято петь 15 антифонов, дополняющих и поясняющих евангельские события. Верующие призываются Церковью пережить вместе со Христом события тех страшных часов, когда Спаситель молился Отцу Своему до кровавого пота... и не был услышан, то есть не получил того, что хотелось Ему как Человеку – избежать страдания. Молитву Свою Он завершил выражением полной преданности воле Отца, говоря: «но не еже Азъ хощу, но еже Ты (Мр. зач.4)». Отступая от темы, хочется сказать, что таким должно быть и наше отношение к Божией воле. Если мы чувствуем, что на нас надвигается какая-то скорбь, что нам предстоит испить чашу, на которую у нас, может быть, не хватает сил, мы можем сказать: “Господи, если возможно, да минует меня эта чаша скорби, пронеси ее мимо меня”. Но, подобно Христу, мы должны закончить молитву словами: “Но не моя воля, а Твоя да будет”. К Богу нужно относиться с доверием. Часто дети чего-то просят у родителей, а те не дают, потому что считают это вредным. Пройдут годы, и человек поймет, насколько правы были родители. Так происходит и с нами. Проходит какое-то время, и мы вдруг понимаем, насколько более благотворным оказалось то, что послал нам Господь, чем то, что мы бы хотели получить по собственной воле. Но, возвратимся к теме страстных Евангелий. Присутствующие на службе становятся как бы соучастниками событий, описанных в Евангелиях. Страдания Господа переживаются и становятся частью личного духовного опыта. Именно в сопереживании Христу смысл антифонов этой службы.
 
В заключение хочется пожелать, чтобы Господь Бог утверждал в нас веру и, утвердив, помог нам беспрепятственно пройти житейский путь. Желаю вам с пользой для души провести оставшиеся святые великие дни, духовно подготовиться к Великому Дню и радостно встретить праздник Воскресения Христова, и пусть, когда Церковь станет восклицать: «Христос Воскресе», вы ощутите родник духовной радости, а если постигнут вас скорби, то будем веровать, что Господь Бог всегда с нами и всегда готов проявить и Свою милость, и Свое благословение. Простите, Христа ради!
  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google