"Родная старина" №11-12 1932г. 

О страдании

 

Бимъ — начинаютъ маленькіе колокола Гребенщиковской моленной, б-а-мъ подхватываютъ средніе, б-о-о-ммъ — тяжело ахаетъ большой колоколъ. Изъ-за угла на Московскую медленно выходитъ процессія. Впереди два человѣка на рукахъ несутъ крошечный гробикъ. За ними пѣвчіе. Еще дальше нѣсколько человѣкъ съ цвѣтами въ рукахъ.

 

— Свя-я-тыи Бо-о-же, свя-я-тыи крѣпкій,—медленно несется по воздуху. Б-о-о-ммъ — вторятъ колокола моленной. На панели стоятъ двѣ бѣдно одѣтыя женщины. Преждевременныя морщины покрываютъ ихъ лица. Глубоко запали глаза.

 

— О, Господи, шепчетъ одна, - счастливый младенецъ. Ушелъ изъ жизни не познавъ горя земного...

 

- Свя-я-тыи, безсмертный, помилуй насъ, — въ воздухѣ. Шествіе скрылось  

 

Тяжела современная жизнь. Страданіе охватило человѣка. Рѣдко увидишь счастливыя лица, услышишь бодрый разговоръ. А сколько горя незримаго таится подъ этими на видь спокойными лицами! Мы живемъ въ такіе дни, когда померкло если не солнце, то человѣческое лицо: такъ много скорби отражаетъ его чело, его преждевременныя морщины и сѣдина.

 

Одни страдаютъ тѣломъ — отъ голода, холода, болѣзней, непосильнаго труда. Другіе страдаютъ духовно, задыхаясь въ обстановкѣ безпредѣльнаго лицемѣрія, лжи, клеветы и человѣконенавистничества. Тяжело стало жить современному человѣку. Катастрофически растетъ число самоубійствъ. Люди уходятъ безсмысленно, по неразумію и слабовѣрію своему. Уходятъ не выдержавъ тяготъ современной жизни. Уходятъ и другіе дезертиры жизни, уходятъ съ высотъ земного благополучія (Ивары Крегеры). Милліонныя средства не дали имъ радости жизни. Иного жаждетъ душа. Къ инымъ высотамъ стремится неустанно. Напрасно пытаются люди заглушить тоску души своей земными наслажденіями. Тоски не заглушить. На днѣ же кубка жизненныхъ наслажденій находятъ ту же отраву.

 

Куда ни посмотришь – сплошное страданіе. Развѣ не можетъ каждый изъ насъ сказать о себѣ словъ, которыми начинается III глава Іереміи : «я человѣкъ, испытавшій горе?» Невольно вспоминаются слова Апостола: «вся тварь стенаетъ и мучается донынѣ», За что же терпитъ такъ человѣкъ? Въ чемъ смыслъ страданій нашихъ? Почему Богъ, Отецъ нашъ Милостивый, допускаетъ человѣчество до такихъ страданій?

 

Или правы тѣ, которымъ противны всѣ дѣла, совершающіяся подъ солнцемъ, потому что дни наши — страданіе (Екклезіастъ 1, 23)?

 

Обратимся къ Священному Писанію. «Скорбь и тѣснота на всяку душу человѣка творящаго злое» (Къ Римлянамъ 2, 9). Источникъ страданій человѣка – говорить Евангеліе - уклоненіе отъ законовъ, установленныхъ Творцомъ вселенной. Первопричина страданія въ грѣхѣ, въ нарушеніи техъ правилъ жизни, которыя намъ даны. Высшую радость жизни имѣли наши прародители, живя въ непосредственномъ общеніи съ Богомъ. По неразумію своему и своеволію – этой радости лишились. Былъ совершенъ грѣхь. А съ грѣхомъ и смерть вошла въ міръ и страданіе. И сказалъ Господь женѣ: «умножу скорбь твою; в болѣзни будешь рождать дѣтей...» Адаму же сказалъ: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться отъ ней во всѣ дни жизни твоей» (Бытіе, гл. 3, 16 — 17).

 

«Вѣруй, что зло не имѣетъ ни особой сущности, ни царства, говоритъ Григорій Богословъ,- что оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богомъ. Но есть наше дѣло, и произошло въ насъ отъ нашего нерадѣнія» (т. 1, стр. 577).

 

«Ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью. Потомъ похоть зачавши рождаетъ грѣхъ; а сдѣлавшій грѣхъ рождаетъ смерть» (Іакова 1, 14-15).

 

Грѣхъ есть беззаконіе. А какіе законы только мы не нарушаемъ? Законы жизни, сохраненія рода, общества, личности, семьи — все разрушаетъ современный человѣкъ въ безуміи своемъ. Нарушаются законы любви, чистоты, справедливости. Нарушаются заповѣди Божіи. Отсюда паденіе нравовъ, неуваженіе авторитета Церкви и отцовъ Ея.

 

- Намъ не нужна благодатная помощь свыше, мы здѣсь на землѣ построимъ райскія обители, - вопитъ безумный родъ людской и, одержимый бѣсовской силой, строитъ вавилонскую башню земного благополучія на пескѣ мечтаній. Обольщенный голосомъ плоти, современный человѣкъ уходитъ въ грѢхъ и беззаконіе. «Ибо, говоритъ Апостолъ Павелъ: плоть желаетъ противнаго духа» (Галатомъ 5, 17). «Дѣла-же плоти извѣстны; а онѣ же суть: прелюбодѣяніе, блудъ, нечистота, непотребство, идолослуженіе, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнѣвъ, распри, соблазны, ереси, ненависть, убійства, пьянство, безчинство и тому подобное" (Галат. 5,19 21). Всѣми этими беззаконіями и причиняетъ самъ себѣ человѣкъ страданія и тяжесть жизни.

 

Отсюда тоска и томленіе духа современнаго человѣчества. Основной источникъ нашихъ страданій - грѣхъ. Въ этомъ причина современнаго страданія. Человѣкъ покинулъ рай, познавъ зло, и вернуться можетъ въ свою духовную обитель, только побѣдивъ и внутренне преодолѣвъ зло.

 

Человѣкъ неизбѣжно грѣховенъ.

 

«Если говоримъ, что не имѣемъ грѣха, то обманываемъ самихъ себя и истины нѣтъ въ насъ» (Іоанна 1, 8—10). Отсюда неизбѣжность и страданій на землѣ. Какъ же побѣдить неизбѣжное страданіе или впасть въ отчаяніе? Отвѣтъ одинъ: нужно побѣдить страданіе въ немъ самомъ.

Страданія - это возмездіе за грѣхъ и лѣкарство отъ зла. Страданія - это сигнальные огни на краю мрачныхъ пропастей жизни. Страданія очищаютъ душу, указываютъ правые пути жизни. «Благо мнѣ, что я пострадалъ, дабы научиться уставамъ Твоимъ». (Пс. 118, 71). «Пострадаютъ нѣкоторые и изъ разумныхъ, говоритъ пророкъ Даніилъ, для испытанія и очищенія» (Даніилъ 11, 35). Промыслъ Божій направляетъ страданія наши ко исправленію нашей грѣховной природы. Но бываютъ и безпричинныя какъ будто страданія. Тайна такихъ страданій въ иномъ планѣ бытія. Вспомнимъ Іова многострадальнаго. Кто больше его перенесъ страданій? И былъ человѣкъ тотъ знатнѣе всѣхъ сыновъ Востока. Семья многочисленная, несмѣтныя богатства. И вотъ лишился Іовъ всего неожиданно: и семьи и богатства. Палъ на землю Іовъ и поклонился. И сказалъ: «нагъ я вышелъ изъ чрева матери моей, и нагъ возвращусь туда. Господь далъ, и Господь взялъ: да будетъ имя Господне благословенно» (Іовъ 1, 20-21). Тогда пришло еще большее искушеніе. „Поразилъ сатана Іова проказою лютою отъ подошвы ногъ его по самое темя его". Что же дѣлаетъ Іовъ? «Доброе принимаемъ отъ Бога, а злаго не будемъ принимать? И не согрѣшилъ Іовъ устами своими» (Іовъ 2, 10).

 

Вотъ подвигъ смиренія. Побѣда человѣка слабаго и смертнаго надъ происками лукаваго.

Часто страданія посылаются намъ, не вины нашей ради, но да явятся „дѣла Божіи" (притча о слѣпорожденномъ). Кого люблю, тѣхъ обличаю и наказываю – говорится въ Откровеніи. Страданіе можно преодолѣть. Надо найти въ немъ самомъ источникъ радости. Въ этомъ главный смыслъ и тайна страданія. Вспомнимъ житіе Алексія, человѣка Божія. Страданіе закаляетъ волю человѣка. Дѣлаетъ его сильнѣе. Страданіе приводитъ насъ къ вѣрѣ, къ любви, къ духовной силѣ. Іосифъ прошелъ предательство и темницу. Давыдъ – гоненіе и скитанія. А сколько подвиговъ мученичества дастъ намъ исторія христіанства! Золото испытывается въ горнѣ, а люди угодные Богу въ горнилѣ бѣдствіи (Исаія 48,10). Это — духовный закалъ. Къ Познанію радости бытія человѣкъ проходитъ черезъ страданіе. Крестный путь – путь всѣхъ будителей міра. Іоаннъ Креститель, Златоустъ, сонмы прочихъ мучениковъ. И превыше всего образъ Ісуса Христа – образъ страданія за насъ грѣшныхъ.

 

Внѣ Христа нельзя разрѣшить вопросъ о страданіи. Своею собственною жизнью разрѣшилъ этотъ вопросъ Ісусъ Христосъ, добровольно взойдя на крестъ, чтобы испить чашу страданія. Тягчайшія страданія человѣчества развѣ могутъ сравниться съ крестными страданіями Ісуса Христа? Своею Божественною силою Христосъ претворилъ чашу страданія въ чашу радости. «Сіе сказалъ Я вамъ, да радость Моя въ насъ пребудетъ и радость ваша будетъ совершенна» (Ін. 15. 2). Евангеліе указуетъ путь исцѣленія отъ страданія — надо извлечь грѣхъ изъ нашего сердца. «Свергнемъ съ себя всякое бремя и залипающій насъ грѣхъ" (Евр. 12, 1).

 

Тогда страданія пріобрѣтутъ глубокій смыслъ и сдѣлаются источникомъ радости нашей. «Печаль ваша въ радость будетъ» (Ін. 16,20). Жизнь въ семъ мірѣ искупленіе. Можно тупо терпѣть, стиснувъ зубы, но можно преодолѣвать и преображать страданія. Извлекай драгоцѣнное изъ самаго ничтожнаго,  - говоритъ пророкъ Іеремія. Вѣдь не то страшно, когда сердце разбивается горемъ и страданіемъ. Страшно, когда оно превращается въ камень. Страданіе же утончаетъ духовный взоръ нашъ, пріучаетъ къ состраданію, къ пониманію чужого горя.

 

Итакъ, причина страданій – уклоненіе отъ законовъ жизни, установленныхъ Богомъ. Цѣль страданій – возвращеніе человѣка къ его истинному пути и назначенію. Возвращеніе къ Богу – это смыслъ нашего бытія. Принятъ жизнь, значитъ принять и страданія. Умѣть жить, значитъ умѣть и страдать. Мы должны благодарить Создателя за то, что Онъ посылаетъ намъ не только солнечные лучи (опасность окаменѣнія), но шлетъ тучи и дождь, дабы мы приносили плоды.

 

«Человѣкъ рождается на страданіе, какъ искры, чтобы устремляться вверхъ» (Іовъ 5, 7).

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google