Преподаватель Гребенщиковского Духовного училища

А.Г.Деликатный.    

 

   Через Таинство Крещения человек входит в Церковь Христову. Оно совершается, по словам Спасителя: «Шедше научите все народы, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (от Матфея, зач. 116). «Если кто не родится Водою и Духом, не может войти в царствие Небесное» (от Иоанна, зач. 8). «Кто веру примет и крестится, спасен будет» (от Марка, зач. 71). Крещение возможно принять вне зависимости от возраста, пола, национальности, состояния здоровья (кроме потери сознания), прежнего вероисповедания.
      Крещение, совершённое в три полных погружения в воду во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа лицом, имеющим святое крещение и неотлучённым от Церкви, признаётся истинным. Имевшие место недостатки (неумышленное смешение в богословных речениях, использование неподходящих сосудов и прочее) относятся к греху крестителя, за который он несёт духовную ответственность.

 

Смысловое, историческое и символическое значение чина Крещения


Согласно учению Церкви, Господь Бог учредил семь таинств, предназначенных для освящения, оправдания и благодатного усыновления Себе христианина. Самыми важными принадлежностями таинств следует считать:

1) Божественное установление их;

2) видимый или подлежащий чувствам образ или действие;

3) сообщение невидимой Божией благодати душе христианина. 

 

Таинства разделяются на нужно потребные для спасения и потребные. 
Большой Катихизис, л. 356. «Нуждно потребных во спасение есть три. Крещение, причащение и покаяние. Потребныя же ко спасению две, святое миро, и последнее елеосвященнопомазание. Брак же и потребен есть употребляющим его помощи ради и сохранения от блуда, и нужно потребен есть, чадородия ради и исполнения Церкве Божия. Подобно же и священничество. Потребно убо есть хиротонисавшимся, да бы сим служением угодили Богу, нужно же потребно есть правления ради церковнаго, и строения святых Божественных таин».

 

При древнем благочестии (до раскола и падения священства в XVII веке) все таинства совершали, согласно церковных правил, как правило, только священнослужители – епископы и священники. В настоящее время по нужде (за неимением законного священства) в Древлеправославной Церкви Христовой совершаются два необходимых ко спасению таинства – крещение и покаяние. Их совершают особо избранные и благословлённые пастыри Церкви, духовные отцы или наставники, в чине простецов (неосвященных лиц). Данный порядок имеет оправдание в апостольском и святоотеческом учении, в примерах из древней церковной истории, житий святых.

 

Щит веры, ответ 14: «Мы же аще и вступаем по нужде в нужныя тайны, но в позволенныя самем Христом Спасителем Богом, и святыми апостолы, и святыми отцы, по нужде действованныя, и чествуем образ богопреданнаго священства, в запрещенная же входити трепещем. Аще же чего в получении обрящемся непричастни, тое желанием нашея наполняем веры...»

 

Для действительности таинства и его благодатного воздействия на человека необходимо участие в нём двух сторон – Божественной и человеческой. Совершителем любого таинства Церкви является Сам Христос. Пастыри Церкви или верные, совершающие таинство, есть только служители Его и видимые орудия, через которые Христос преподаёт таинства людям. 
 

Таинства не есть простые физические или сродные магическим действия, какие производили бы перемены в нашем существе без нашего личного участия. Для их подлинного совершения требуется наше благоговейное, сознательное и свободное соучастие в них вместе с благодатным действием Св. Духа.

 

Приступать к святым таинствам следует с должной предварительной подготовкой, в смирении, с верой к Подателю благ. В противном случае христианин столкнётся на своем духовном пути со значительными трудностями, а легкомысленное или кощунственное отношение к таинству станет причиной духовного падения или даже гибели. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не разсуждая о теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1 Коринф. 11, 28-30). 

 

Крещение – это таинство, в котором верующий во Христа через троекратное погружение в воду и призывание крестящим его Имени Пресв. Троицы умирает для плотской греховной жизни и возрождается Св. Духом для богоугодной и святой жизни. Так крещаемый вводится в Церковь и становится её членом.

 

Войдя в Церковь дверями Св. Крещения, человек духовно рождается для вечной жизни действием Св. Духа. При этом он постепенно усваивает Божию благодать и отвращение к злу. Сила к усвоению блага и отвращению от зла подаётся христианину в таинствах Церкви.  «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3, 5). 
 

Крещение называется вторым, духовным рождением. В нём человек перестаёт жить для себя и начинает жить для Христа и ближних, обретая в этом и для себя полноту жизни.
 

Крещение в Символе веры именуется «единым», «яко всяк православный християнин чрез весь век живота своего, единощи сим крещением святым, крещен бывает. Якоже и Христос, единощи за нас умре. То есть едино крещение» (Бол. Катихизис, л. 132).
 

Большой Катихизис, л. 133.

Вопрос. Что есть крещение?

Ответ. Крещение есть баня паки бытия, и обновление Духа Святаго. Егоже излия на нас обильно Исус Христом Спасителем нашим. Крещение есть тезоименито просвещению. Просвещение же светлости есть душам. Житию приложение. Положение немощи нашей. Плоти отложение, Духу последование, Слову общение. Создания исправление, греха потопление. Света приятелище, тме разрушение. К Богу возложение, крепость вере. Уму свершение, отверзение Небесного Царствия. Жизни изменение, работе отсечение, узам разрешение. Что убо о сем много числити, всех убо Божественных даров болшее, и великолепнейшее дарование.

 

Вопрос. На что нам есть потребно крещение.

Ответ. Потребно есть крещение на спасение наше, зане же спасает нас. Якоже бо оный ковчег, Ноя от потопа сохранил есть. Сице глаголет святый апостол Петр, и нас крещение спасает. Глаголет бо, в нем же мало, сиречь осмь душ спасошася от воды. Егоже воображение ныне и нас спасает крещение. Глаголет бо о сем Богослов Григорий. Спогребохомся убо Христови крещением, яко да и совоскреснем Ему. Совнидем, яко да и совознесемся. Совзыдем, яко да и спрославимся. Да будет ти баня не точию телу но и образу. Рекше не тело твое точию да омочится, но и душа. Не измовение грехов токмо, но и нраву исправление. Таково есть нам потребно крещение. 

 

Для достойного принятия нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни, с опознанием связанности её с действием злых духов и отречением от них. Младенцев крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых ложится священная обязанность обучить крещенных всему, что должен знать и исполнять христианин, словом и примером. 

 

В настоящее время нигде в мире не сохранилось преемственное истинно православное погружательное крещение, кроме как у древлеправославных христиан – поморцев и федосеевцев. 
 

2. Историческое значение

 

Таинство Крещения, как и любое другое Таинство Церкви, слагается из различных элементов. Эти слагаемые, в исторической перспективе, появляются в чине постепенно, по мере необходимости, устанавливаются они Святыми апостолами по Священному преданию Церкви и Святыми отцами на Вселенских и поместных Соборах не нарушая Священного Писания и Священного предания, а только укрепляя, то что было прежде установлено.
Наш Господь Исус Христос, установил основную форму чина Крещения (Мф. 28, 19; Ин. 3,5). И сам показал нам пример как нужно креститься крестясь от Иоанна в Иордане.

 

Историческое значение данного чина можно разделить на следующие критерии:

• по месту совершения;

• в какое время;

• по наполняемости новыми элементам (по содержательной стороне).

 

​2.1. По месту совершения

В апостольский век специального места для Крещения, как правило, не выбирали и совершали Таинство Крещения в любом месте, при любом удобном случае, лишь бы был главный элемент ритуальной стороны – вода. Так, дьякон Филипп крестил евнуха в первом попавшемся источнике (Деян. VIII, 36). 

 

А. Алмазов указывает: «Климент Римский также представляет ап. Петра проповедующим людям, что грехи их могут быть омыты водою, безразлично – из источника или ручья, или даже моря, ежели они крестятся во имя Святой Троицы». 

 

Видимо, основанием для появления первых крестилен могли явиться следующие обстоятельства:

• необходимость решения этического вопроса при одновременном массовом Крещении мужчин и женщин;

• начало времени гонений на христиан – насущная необходимость в уединенном месте для Крещения.

 

Начиная с IV века, с момента открытого строительства церквей, крестильни строят вблизи храмов, чаще всего – напротив главного входа. Как отмечает А. Алмазов: «этим как бы давалось понять – Крещение есть дверь, вводящая в церковь Божию – мысль, которую древние отцы и учителя Церкви развивали очень часто». 

 

Крестильни как отдельные здания активно строятся и в V веке. Однако с VI века их строительство постепенно прекращается. Объективным основанием для этого процесса послужило:

• большинство взрослого населения окрестилось к V–VI векам;

• введение в повсеместную церковную практику крещения новорожденных, для которых не было необходимости в строительстве обширных зданий для крещения.
 

Начиная с VII века купели для крещения переносятся во внутрь храмов, а начиная с VIII века баптистерии дозволено иметь не только в соборных храмах, но и в деревенских приходских церквах.

 

Патриарх константинопольский Алексий своим соборным определением 1029 года указывает, что исключительным местом крещения признается храм. 

На Руси место для крещения естественным образом находится в помещение самого храма. Так, по замечанию одного иностранца побывавшего на Руси в XV веке «купель для Крещения ставится в церкви». Но на Руси также был обычай крестить и на открытых водоемах. Сам равноапостольный князь Владимир Киев крестил в Днепре. Это традиция сохраняется и поныне в староверских общинах.

 

Таким образом:

I век – первая половина II века, нет специальных мест для Крещения;
вторая половина II века – III век, строятся крестильни в укромных местах (в местах для богослужения);

 

IV век – VI века, крестильнини строят открыто и больших размеров против главных входов в храмы;

VII век – купели (места для Крещения детей) и баптестерии (места для Крещения взрослых) размещают в помещении самого храма.

 

2.2. Время совершения таинства крещения

В I–II веках время крещения строго не устанавливалось. 

Введение во II веке в церковную практику определенного времени для совершения Таинства Крещения объективно диктовалось следующими обстоятельствами:

 

1. С началом гонения на христиан увеличилось число вероотступников (люди по слабости своей не выдерживали пыток), а как известно – кто отречется перед людьми от Господа, тот не войдет в Царствие Небесное (Мф. 10, 32, 33; Лк. 12, 8, 9). По любви Господа к своему созданию – человеку и благодати Промысла Божьего, предстоятели церквей откладывали крещение к определенным датам, давая тем самым обращавшимся необходимое время как для научения основам веры, так и, самое главное, для испытания самих себя в истинности своей веры в Господа нашего Исуса Христа.

 

2. Желание крещаемых сделать этот день более торжественным, следовательно, по возможности отнести его ко дню христианского праздника. 

О конкретных торжественных днях, когда совершается Крещение указывает Тертуллиан: «Торжественный день крещения представляет Пасха; ибо в этот день и страдания Господа, в которые мы крестимся, исполнились. Потом Пятидесятица есть весьма продолжительное время Крещения». 

 

После прекращения гонений на христиан, начиная с IV века крестильная практика тяготеет к совершению таинства крещения в строго определенные дни. Так, Василий Великий указывает: «Какое время более прилично для крещения, как не день Пасхи? Ибо в этот день есть некоторое воспоминание Воскресения; крещение же есть некоторый образ Воскресения. И так, благодать Воскресения мы получаем в Воскресение». 

 

В Апостольских Постановлениях указывается на совершение Таинства Крещения в Великую Субботу. 

 

Ко дням совершения таинства крещения также относились:

• день Рождества Христова (Галльская Церковь);

• день Рождества Иоанна Крестителя (Галльская Церковь);

• день храмового праздника (Иерусалимская Церковь);

• апостольские праздники (Галльская и Испанская Церковь);

• дни посвященные памяти мучеников (Галльская и Испанская Церковь).

 

Начиная с VII – VIII веков время крещения в Восточной Церкви становится все менее и менее привязанным ко времени совершения церковных праздников, а начиная с IX века принято крестить, когда бы ни случилось.

 

В Западной Церкви крещение перестали совершать в строго определенные дни только начиная с XII века.

 

В практике крещения в древней русской церкви имели место элементы древней церковной традиции – совершали Таинство Крещения в определенные дни. Так, в правилах митрополита Георгия указывалось: «в пост ни человек, ни детина не крестится, ни Страстная неделя, но в Вербную и в субботу Лазареву и в Великую субботу аще ли болен, да крестите».

 

Затем в истории церкви наступает период безразличного отношения ко времени совершения таинства Крещения – его совершают по мере необходимости – для младенцев, но все же, по возможности, в торжественные дни – для взрослых. 

 

2.3. Наполняемость новыми элементам (по содержательной стороне)

В I–II в.в. в чинопоследование таинства крещения входило:

• оглашение (наставление в истинах веры);

• покаяние с отречением от прежних грехов;

• открытое исповедание веры во Христа;

• само духовное рождение при погружении в воду Крещения с произнесением слов: «Во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь»;

• молитва самого крещаемого. 

 

Начиная со второй половины II века и, главным образом, в III веке внешнее развитие чина Крещения становится заметным.

• введение в чин Крещения заклинательных молитв;

• после Крещения облачение новокрещенного в белые одежды, надевание венца, торжественное введение его в собрание верующих, соединенным с произнесением за него молитв.

 

Согласно свидетельству «Апостольских Постановлений» (IV век) и частным свидетельствам, особенно в творении Тертуллиана, в приготовительной части крещения существенное место занимают заклинательные молитвы; совершительная часть крещения начинается отречением от сатаны, за которым следует сочетание Христу, помазание елеем, крещение воды. Само Крещение осуществляется троекратным погружением крещаемого в воду с произнесением крещающим слов «во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и святого Духа, аминь». После принятия Крещения новопросвященный произносит молитву Господню – «Отче наш» и другую, в которой испрашивает себе покровительство Божие. В след за этим актом, по всей вероятности, следовало участие новопросвященного в Литургии.

 

Начиная с III века чин Крещения в различных Церквах представляет собой чин более или менее одного порядка, причем главные элементы чинопоследования Таинства Крещения располагаются более или менее в одной и той же последовательности, а элементы второстепенные – довольно целесообразно группируются вокруг первых.
 

Таким образом, к концу III века в чин крещения входят почти все современные обряды.
 

Условия усложнения чина крещения в III веке были довольно сложными, они состояли как во внешнем положении Церкви, так и во внутреннем ее состоянии:

• развитие христианского сознания (внесение в чин таких действий как освящение воды, заклинание елея и заклинательных молитв вообще);

• направление действующих сил Церкви этого периода – свет христианского учения уже проник всюду и наступало время обратить силы на деятельность внутри Церкви и, прежде всего, на устройство и развитие богослужебно-обрядовой стороны христианства. 
 

Однако главным условием было отношение между язычеством и Церковью. Множество гонений, казней опустошали ряды членов Церкви. Церковь в тяжелые дни своего существования подкрепляла своих членов молитвами, в нашем случае – оглашенных, как также нуждавшихся в подкреплении молитвою допускала к участию в общих молитвах верных в общественном богослужении христиан, т.к. общественные моления скорее достигают своей цели. С другой стороны, усложнение приготовительной части чина Крещения было следствием желания Церкви оградить свои ряды от предателей. Само оглашение могло длиться несколько лет, в истории известны отдельные случаи, когда оно длилось 7 лет. 

 

На наш взгляд, удлинение и усложнение чина Крещения во времена массовых гонений на христиан было заботой Господа нашего Исуса Христа о духовно-нравственном возрождении человека, Его любовью к человеку, так как: «Сказую же вам: всякого, кто исповедует Меня пред человеки, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими» (Лк. 12, 8). Сломавшийся же под пытками язычников – вероотступник, его ждал только один путь – в Ад, ибо сказано Спасителем: «А кто отвергнется от Меня пред человеки, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими» (Лк. 12, 9). По промыслу Божьему удлинялась подготовительная часть чина крещения – дабы оглашенный, укрепляясь в вере, в полной мере смог впитать в себя всю любовь к Господу, стал истинным христианином, готовым с искренней радостью исполнить последнюю заповедь блаженства, данную нам Господом: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11).

 

IV – V веках устанавливаются более или менее прочные формы совершения чина Крещения, продолжается наполнение чина крещения новыми элементами, но акцент постепенно смещаться от привнесения новых элементов, к большему усложнению уже имеющихся. Причиной этому также послужило отношение христианской Церкви к язычеству. В IV веке язычество предприняло последнюю попытку поколебать веру христианскую через торжественность, богатство и пышность своих обрядов, которыми само христианство того времени было бедно. Как ответ на это в IV–V веках чин Крещения представляет собою в высшей степени торжественный и вместе с тем весьма обширный и многосложный акт. А.Алмазов приводит замечательное высказывание Рубцова, одного из исследователей Таинства Крещения, объясняющее такое чинопоследование следующим образом: «чтобы выразить все величие таинства крещения, приблизить его к пониманию человека и яснее представить ему те блага, какие сообщаются через крещение, пастыри Церкви, как приемники апостольского служения, облекли его в благолепную одежду обрядов, знаменующих возрождение внутреннего человека». 

 

На наш взгляд, такое торжественное совершение Таинства Крещения в IV – V века, когда вся община с радостью принимала в свои ряды нового члена в Светлый день Пасхи Христовой, который в день Крещения получал также дары Духа Святого в Таинстве Евхаристии – является для нас, грешных, как бы огнем маяка, зажженным для нас милостию Господа нашего Исуса Христа и показывающим, к чему должна стремиться христианская община при принятии в свои ряды новообращенных. 

С падением язычества, в V веке, устранилось одно из важных побуждений к развитию великолепия обстановки в чинопоследовании Крещения. Вместе с тем остановилось и само развитие литургической стороны крещения. Именно в этот период, в IV–V века, главным образом завершается упорядочение составных элементов чина крещения.
Начиная VI с века постепенно начинается суживание внешнего объема чина крещения (он рассчитался на взрослого человека). Основанием для этого послужило повсеместное вхождение в практику крещения младенцев. Так, чин принятия в оглашенные нередко годами отделялся от самого оглашения как обрядового акта, но с началом массового Крещения младенцев эти акты сплотились в один, почти неразрывный акт, практически совершавшийся в один день.

 

Несмотря на постепенное сужение чина крещения, он, хотя и крайне медленно, но продолжал пополняться новыми элементами. Так, примерно в XVI веке в связи с тем, что Божественная Литургия стала совершаться от крещения отдельно (без привязки ко времени совершения таинства крещения) Церковь нашлась вынужденной привнести в чин крещения чтение Апостола и Евангелия.

 

И так, исходя из сказанного:

1. Полного развития своей внешней стороны чин крещения достигает в IV–V веках.

2. Главными внешними факторами его развития явились:

3. противодействие в системе «христианство – язычество»;

4. результаты процесса развития теоретической христианской мысли. 

5. С VI века чин Крещения сужается и делается проще.

6. Главный фактор – введение во всеобщую церковную практику крещения младенцев. 

 

Внутреннее развитие чина Крещения совершилось позднее внешнего – окончательное внутреннее развитие в VI веке, но отсутствие полного единообразия до XVII века. 
 

Чин Крещения первых веков сходен с крещением настоящего времени не только в существенных, главных аспектах, но и в незначительных частностях.

 

 

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google