Правила святого Геннадия о вере и жизни христианской.

О религиозном воспитании правила святого Генадия о вере и жизни христианской

 

     Иметь православную веру есть основание добрых дел. Посему от веры начнется слово.

 

1. Веруй во Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу нераздельную и неслиянную, единобожественную , - в Отца нерожденного, Сына рожденного, а не созданного. Духа Святаго нерожденного, не созданного, но исходящего; в Троицу, имеющую единое поклонение от всей твари, от Ангелов и человеков, превечную и бесконечную, пребывающую во веки.

2. Веруй в Сына Божия, воплотившегося истинно и существенно (а не в призрак) соединяющего в Себе два естества: Божество и человечество, совершеннаго Бога по Божеству и совершенного человека по вочеловечению.

3. Родившию его Матерь именуй Богородицею. Она Дева и Матерь; веруй, что Она родила Христа и питала млеком. Дева же Она так, что всегда была и по рожеству пребывает Девою.

4. Кресту христову поклоняйсяя с верою: ибо на нем соделал Господь спасение всех человеков.

5. Иконе Христа и пречистой Матери Его и всех Святых Его воздавай честь с верою. Как бы к Ним Самим с любовию говори в молитве.

6. Святых всех, угодившых Богу, моли, как помошников и заступников для притекающих к ним: ибо они получили дерзновение к Богу, как угодные рабы к своему Господину.

7. Мощи Святых целуй с верою и воздавай им честь, как достойным чести: потому что онни Христа ради пострадали.

8. *) Тайнам Божиим, Телу и Крови Христовой веруй и причащайся со страхом, да будешь причастник Небесного Царства Его.

9. Отвергай неверие и не спрашивай: каким образомм хлеб бывает Телом и вино Кровью? Но слыши, что сказано:: для человеков иное невозможно, а для Бога все возмможно.

10. Веруй в воскресенье мертвых и жизнь будущего века, по неложному слову Господню, которое слышишь в Евангельском писании.

11. Помни суд, готовься к ответу и ожидай воздояния по делам и веруй, что это будет и будет непременно.

12. Затем возлюби Господа Бога твоегго всею душою твоею и крепостью. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угодить Ему.

13. Затем возлюби Гспода Бога твоего всею душою твоею и крепостию. Все твои действия и навыки направляй к тому, чтобы угоодить Ему.

14. Имей всегда в сердце своем страх Божий и помни, что Бог везде с тобой, на всяком мместе, идешь ли ты или сидишь.

15. Страхом Его, как уздою, воздерживай ум твой. Испытывай себя на всякий час. Поступая без внимания к себе, можешь научиться пустому.

16. Преклоняй голову твою пред всяким, кто старее тебя летами и разумом. Смиренных Господь возвышает.

17. Друзей твоих и равных себе встречай с любовию; обнимай их и давай им целование, как Елисавета Марии.

18. Тех, которые ниже тебя и меньше возрасттом, принимай с любовию и милуй, и воздохни о них к Богу, как о новоначавших познавать Бога.

19. Царя бойся всею твоею силою. Страх сей не будет во вред душе твоей: но чрез то лучше научишься бояться Бога.

20. Пренебрежение в отношении к властям есть пренебрежение в отношении к самому Богуу, владычествующему над властию земною. Ибо не боящийся видимого Владыки как может бояться невидимого Бога?

21. Ученик боится учитилева жезла, но еще более - самого учителя. Так боящийся Бога убоится царя, которым наказываются виновные. Царь есть Божий слуга для человеков, милостию и наказанием.

22. За тем ради смирения преклоняй голову перед всяким богатым. Это - многоветвистое дерево. Наклонняясь, лучше пройдешь.

23. Получивший власть от царя ссвоего требует от подобных себе увежение, а от низших просит поклона.

24. Ищи простейшего во всем, и в пище, и в одежде. Не стыдись нищеты; потому что большая часть мир сего в нищете ходит.

25. Не говори: «я сын богатого человека; мне стыдно быть в нищете». Нет на свете богатее Христа, твоего Отца Небесного, родившего тебя во святой купели, о и Он ходил в нищете и не имел, где главу подклонити.

26. Украшай себя правдою. Старайся всякому говорить истину и не моги устыдиться лица и сделаться свидетелем в пользу лжи.

27. Наипаче бойся говорить ложь пред царем: ибо погубит Господь говорящих ложь; но отвечай ему с покорностью и по истине, как самому Богу.

28. Если иногда скажет он тебе что - нибудь не истинное а ты знаешь истину: смотри, не испытывает ли он тебя, бережешь ли ты свою душу? Если ты при сем окажешься неверным в слове: то не можешь приобрести его доверия в том, что ты бережешь свою душу, как верный подданный.

29. Если скажешь правду и тем подвергнешь себя чьему - нибудь гневу, не скорби о том, но паче утешай себя словами Господа: блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царство Небесное.

30. Будь кроток со всяким, с высшим тебя и с низшим. Ибо это будет лицемерная кротость, когда кто уклончив пред высшими, а низших оскорбляет.

31. Кроткая поступь, кроткое сидение, кроткий взгляд, кроткое слово - все кроткое у тебя даа ббудет. Сим покажешь, что ты истинныйхристианин.

32. Кротость же состоит в том, чтобы не досадить никому ни словом, ни делом, ни приказанием, но чтобы обращением своим усладить сердце всякого.

33. Постоянно отвлекай свой ум от суетных мыслей и возводи горе к Богу. Чрез сие ты вступаеш на путь подвига и освобождаешь душу от расслабления.

34. Не удивительно, что природа чееловека ниспадает в земное; удивительно то, что он, падши, не хочет встать. Кто сбился с пути, не старается ли опять найти его? так и ты: если нынешний день расслабляет безнадежносттью, завтрашний посвяти на подвиги.

35. Ни в каком деле не ищи земной славы, ибо земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобное как бурный ветер, она дышит на человека; отняв у него плод добрых дел его, всоре удаляется, посмеявшись его неразумию.

36. Тогда как приближаются блага вечныя, дары всеблагого Бога, неблагоразумно не подождать их с терпением и верою, утешатся же только земными и пристращаться к ним, как будто бы мы не верили воскресению.

37. Если бы слава сего мира близка была к славе небесной, то сыны мира не распяли бы Господа славы. какой раб без опасения будет жить в том доме, в котором не приняли господина его?

38. Люби великодушно переносить незаслуженное бесчестие; приими оное, как чашу полыни. Хотя оно и странным тебе кажется, но послужит для прогнания грееховного недуга.Грех входит услаждением, а горечью изгоняется.

39. Желающий вечных радостей мало вкушает земных, всегда помышляя о своем исходе из временной жизни. Поношение от людей не беспокоит его, ибо и Господь, пришед в мир, претерпел бесчестие от Своего раба.

40. Кто хочет быть славным в сем мире, тот не терпит бесчестия, но кто держится веры, тот любит не быть в славе, помышляя о сказанном от Господа: како может веровати славу от человека приемлющий, славы же от Единородного не ищущий?

41. Люби алчбу и жажду Христа ради. Поколику усмиряешь тело, потолику благодетельсствуешь душе. Ибо воздающий суд по делам, словам и помышлениям, воздаст добром и за малое, что для Него претерпим с радостью.

42. Ессли хочешь ликовать вместе с умученными за ХХриста,, то предай тело твое посту, волю отдай на попрание пред волею Божиею, утробу на алчбу, сердце на крепость, кровь на пролитие, если не внешнее, то на внутренее, то есть иссуши ее сухоядением, да примешь обещанные блага.

43. Ты знаешь, что кто зовет к себе царя, тот очищает свою палату. Так и ты, если хочешь принять в дом свой Царя Небесного, ради просвящения души твоей, очисти тело постом, истощи жаждой, укрась душу смирением и наполни благоуханною молиттвою.

44. Не оставляй молитвы, как духовной пищи. Ибо как тело лишаемое пищи, ослаббевает, так и душа,, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти..

45. В храмине светло бывает от свещи: так во внутреннем чувстве бывает свет от молитвенного размышления. Как ясен бывает свет свещи, когда нет никакой примеси, так светла бывает молитва, когда не примешиваются к ней земные помыслы.

46. Береги свещу от ветра, а молитву от лености. Укрась ее, как невесту, бдением, трудом и терпением, дабы она угодна была Царю Небесномму.

47. Передай хотение свое Богу, Который знает все, прежде нежели человек родился. И не проси, чтобы все было по твоей воле, ибо ни один человек не знает, что ему полезно, но говори Богу: «да будет воля Твоя!» Ибо он все творит на пользу нам, чего мы, плотские люди, не ведаем.

48. Восстенай, как мытарь, прибегни, как блудный сын, умилися, как Ахаав; прослезися, как блудница, возопий, как Езекия, смирись, как Манассия;если таким образом будешь молиться, то всеблагий Господь примет молитву твою, как мать младенца.

49. найди тайное место, сядь тихо, приведи себе на память грехи твои и удаление от Царства Небесного и умилися сердецем и взором, и, преклонив голову, скажии со стенанием: горе мне яко пришельствие мое продолжися! - Кто даст главе моей воду, и очам моим источник слезы? - Увы мне, ибо близок день Господень!

50. Нет у тебя слез? - не отчаивайся, но воздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы суть дар Божий; мало - помалу воздыханием и умилением ты испросишь их у Бога. Ибо написано: ищай обрящет, просяй приемлет, и толкущему отверзается.

51. Получив слезы, храни их всею твоею силою: берегись объядение и пьянства, наипаче же осуждения всякого человека. Зазирай своему делу, а человека, которого создал Бог, не суди.

52. Если видишь кого согрешающего, то и своим глазам не верь, ибо и они неверны. В раю прежде всего соблазнились очи, и наше падение произошло от воззрения.

53. Безгрешному прилично судить грехи: но кто без греха, кроме одного Бога? Он один неизмерим, и Ему единому подобает судить подлежащих мере.

54. Кто имеет на своем боку язву, полную гноя, тот не станет гнушаться чужою нечистотою. Помышляющий всегда о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазнов другого сделать предмет для своего разговора.

55. Судить человека соблазнившегося есть знак гордости и самомнения, а гордым Бог противиться. Напротив, кто всякий час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие преткновения.

56. Не будь горд, чтобы не стал величаться гроб, когда он заключит в себе твою гордость. Убогий будет отдыхать в полдень на гробе твоем и никакого вреда от того не получит.

57. Червь низок и худ, а ты славен и горд. Но если ты разумен, то уничижи сам свою гордость, помышляя, что твоя крепость и сила будет пищею червей!

58. Помяни древних, отличавшихся храбростию, богатством, силою и славою, которые теперь впали в неизвестность и забыты. Напротив того, незнатные и убогие в сем мире, но заботившиеся о душе своей, прославлены на Небесах, и на земле восхваляются и призываются на помощь.

59. Когда видишь, что несут мертвого, пожалей о нем, как о своем собственном естестве, и проводи его до могилы. Двоякую пользу получишь ты от его смерти: вспомнишь свою кончину и смиришься. Помилуй тело его и передай оное гробу: и сам помилован будешь.

60. Больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить; сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также постраждешь.

 

61. Когда иной тяжко стонет от болезни, пролей с ним и ты слезы сострадания и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего.

62. Ежели же больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его, как должно.

63. Весьма способствует покаянию и слезам посещение умирающих. Ибо кто не приидет в умиление, когда видит естество свое входящее во гроб, имя человека угасающе, славу его и богатство, сходящие во мрак?

64. Если ты имеешь доступ к царю и властям: попечалься пред ними об обиженном от сильного. До пота поборай по сироте, да вменит Господь каплю пота твоего наравне с кровию мучеников.

65. Если ты неизвестен царю, то попечалься о бедном пред теми, которые имеют доступ к царю, и Господь вменит тебе это так же, как первое.

66. Преклони ухо твое просящему и обнищавшему в жизни, наполни твоим изобилием недостаточествующую нищету его.

67. Обрати взор сострадания на сидящего в наготе и дрожащего зимою от стужи, не откажись прикрыть соестественного тебе одеждую, которая у тебя лежит: и Господь воздаст тебе сторицею и даст вечную жизнь.

68. Прости руку к скитающемуся по улицам и введи его в жилище твое; раздели с ним хлеб твой и чашу воды или другое питье, какое дал тебе Бог.

69. Введи странного в дом и бескровного под кров твой; измокшего осуши, озябшего согрей, омой нечистоту тела его, ибо он убог и достоин сожаления.

70. По повелению Господню, посети заключенных в темнице; посмотри на их бедствия и страдания, воздохни о них и скажи: горе мне! Сии страждут за одно согрешение, а я всякий час согрешаю пред Владыкой моим, Христом, и живу в удовольствиях.

71. Если видишь, что кто – нибудь их них стражет по клевете, помоги ему Христа ради и открой истину тому, пред кем он оклеветан. Для находящихся при царе и при вельможах нет ближайшего спасительного дела, как избавлять обидимых.

72. Когда сидишь за столом, наполненным различными яствами вспомни, что иной ест в это время сухой хлеб и не может воды принести по болезни.

73. Насыщая тело твое, часть от трапезы твоей удели душе твоей, ибо она превосходнее тела. Эту часть, отделенную для души, отдай на сохранение нищим: ты получишь ее готовую во время исхода твоего, когда будешь нуждаться в милости и помощи Божией.

74. Услаждая себя приятными напитками, вспомни, что в это время какой – нибудь нищий пьет теплую воду, согревшуюся от солнца, и притом смешанную с пылью.

75. Имея богатство и обилие земных благ, всегда помни слова Авраама, сказанные богатому: восприял еси благая в животе твоем, ты же страждеши.

76. Когда лежишь на мягкой постели и свободно потягиваешься, вспомни, что иной лежит на голой земле, под одним рубищем, и не смеет протянуть ноги от болезни и холода.

77. Лежа в храмине под твердою кровлею и слыша множество звуков от падающего дождя, подумай о бедных, которые в это время лежат под дождем, как стрелами прозябаемые каплями дождя, а другие, не могши уснуть, сидят, потому что под них подошла вода.

78. Когда во время зимы сидишь ты в теплой горнице и без боязни открываешь тело твое, воздохни, помыслив о нищих, как они в это время кряхтят при малом огне, дрожат, и только причиняют глазам своим больший вред от дыма; согревают только руки, а плечи и все тело их мерзнут от стужи.

79. Стремись к духовному; о духовном помышляй, а не о земном, зная, что по нетленной одежде крещения все равны, и убогие и богатые. И так смотри, чтобы, мысля по-земному, не презрел ты убогого за то только, что он неодинаково с тобою одет тленною одеждою.

80. Когда Церковь Божия зовет тебя на молитву, оставь земное дело, какое бы то ни было; иди на духовною трапезу с поспешностью, как Петр и Иоанн ко гробу Господню.

81. Идя во святой храм, подумай, не прогневал ли ты кого в каком-нибудь деле, и всячески постарайся разогнать облако гнева, чтобы благодать молитвенная, как солнце, осветила твою душу.

82. Мрачное облако закрывает красоту солнца, так и гневное расположение духа губит красоту молитвы.

83. Вступив в церковные двери, мыслею пройди в самые врата небесные, и во все время таинственной службы стой с благоговением и страхом. На совершаемое с верою взирай очами телесными и душевными, таким образом и ты от земных мыслей перейдешь к небесным.

84. Когда видишь честные и освященные Дары, приносимые Богу в жертву о всех, тогда ты, воздев руки на небо, благодарным духом воззови с верою: слава Твоему человеколюбному смотрению, Спасе всего мира, Христе Боже!

85. Повсечастно размышляй о частых согрешениях своих и о бесконечной любви Божией к роду человеческому и до последнего издыхания располагай себя к покаянию.

86. Итак предвари лице исповеданием; прииди, поспеши, припади пред Господом и восплачься пред Творцом твоим; призывай милость Его, проси Щедрость Его, пока еще смерть не предупредила тебя.

87. Не говори: «я много согрешил, много сделал беззаконий, и потому не имею дерзновения припасть к Богу». Не отчаивайся: только не умножай грехов отныне, и, с помощью Всемилостивого, не будешь постыжен.

88. Ибо не лжив Тот, Который сказал: грядущего ко Мне не изжену вон; и еще, обратитеся ко Мне и исцелю вы, яко не хочу смерти грешника. И так дерзай и веруй, что как Сам Он чист есть, то и приближающегося к Нему очистит.

89. Если хочешь совершить истинное покаяние, то покажи оное делом. Если каешься в гордости, покажи смирение; если в пьянстве, покажи пост; если в любодеянии, покажи чистоту. Ибо сказано: уклонися от зла и сотвори благо.

90. Только не косни в тине греховной, чтобы тебе внезапно не погрязнуть в ней. Ибо вздохнешь и не будет слушающего тебя, когда Ангел Господень предстанет глазам твоим, враги же твои, как облако, покроют тебя.

91. Подумай о душе твоей: она у тебя одна, одно и время жизни; конец же неизвестен, воздушная пучина непроходима и полна твоими врагами, нет помогающего тебе, кроме веры и добрых дел: об них старайся всею твоею силою.

92. Вступи на стезю добродетели и иди скоро, чтобы не застиг тебя вечер; поспешай ко вратам небесного града; не уклонись ни направо, ни налево, чтобы не заблудиться и не упасть в пропасть мучения.

93. Со всяким благоговением подклоняй главу твою епископам, пастырям Христовым стада словесных овец и дастся тебе благословение Божие.

94. Презсвитеров, иереев Христовых, предстоящих тайной трапезе Его, всякого честию почти и с любовию послушай их, когда они учат тебя заповедям Христовым.

95. Отдавай также достодолжную честь диаконам, иподиаконам и чтецам, как служителям Божиим, и никого из них не оскорбляй.

96. Ибо если ты со страхом почитаешь тех, которые предстоят царю земному, и боишься даже словом поперечить им, то как думаешь о служителях Царя Небесного?

97. Посещай монастыри и дома святых, рассматривай их жизнь, порядок и устройство. Узнав образ их жизни, осудишь свою жизнь и оттоль начнешь свое исправление.

98. Не поленись пойти к живущим в глубоком уединении, взыщи их благословения и молитвы; если имеешь что для потребности тела, отнеси им, и получишь душевную пользу.

99. Не пройди мимо всякого монаха, не поклонясь, ибо если ты кланяешься и оказываешь уважение только тем из них, которые знакомы тебе, то ты делаешь это по дружбе, а не из уважения к образу, который они носят.

100. Возлюби Господа от всей души, и страх Его да пребывает в сердце твоем. Будь справедлив, истинен, смирен. Имей очи поникшие долу, а ум простирай к небу. Умилен будь пред Богом и приветлив перед людьми. Будь утешитель печальных, в напастях и нищете терпелив, щедр, милостив, питатель нищих и странноприимец. Будь скорбен о грехе, радостен о Боге. Сноси алчбу и жажду. Будь краток, не лицемерен, не горд. Бойся Царя: будь готов исполнять его повеления. В ответах будь приятен, молись часто, подвизайся разумно для Бога, не осуждай ни какого человека, будь поборником о всех обидимых и будешь таким образом чадо Евангелия, сын Воскресения, наследник жизни о Христе Iсусе, Господе нашем, Ему же слава и держава, честь и поклоняние со Отцом и с Пресвятым Духом, и ныне и присно и во веки веком, аминь. 

 

     13 сентября по новому стилю / 31 августа по старому, Церковь чтит память иже во святых отца нашего Геннадия, патриарха Цареградского. 

     Святитель Геннадий, Патриарх Цареградский, был поставлен на престол Константинопольской Церкви в 458 году, в царствование святого благоверного царя Льва Великого (457-474). О его жизни известно из книги "Луг духовный", где были записаны рассказы иноков обители Салама (близ Александрии) преподобных Софрония и Иоанна. Эти иноки при Патриархе Геннадии были клириками Константинопольской Церкви. Святитель Геннадий отличался кротостью, терпением, чистотой и воздержанием. О силе его молитвы можно судить из следующего случая: в церкви святого мученика Елевферия в Константинополе был недостойный клирик Харисим, проводивший жизнь в лености, нечистоте и даже занимавшийся разбоем и волшебством. Святитель Геннадий долго с кротостью и терпением увещевал его, но Харисим не изменял своего поведения. Патриарх прибег к строгости и повелел дать недостойному клирику несколько ударов для вразумления. Но и после наказания он не исправился. Тогда святитель Геннадий поручил своему посланцу обратиться от его имени к святому мученику Елевферию (память 4 августа), в церкви которого служил Харисим. Придя в храм, посланник Патриарха стал перед алтарем, протянул руку ко гробу мученика и сказал: "Святой мученик Елевферий! Патриарх Геннадий возвещает тебе через меня грешного, что клирик Харисим, служащий в твоем храме, совершает многие беззакония и творит соблазны; посему ты или исправь его, или отсеки его от Церкви". На следующее утро Харисим был найден мертвым. Другой случай, свидетельствующий о великой силе молитвы святителя Геннадия, произошел с одним живописцем, который осмелился написать образ Христа, придав Спасителю черты языческого божества Зевса. Рука живописца, совершившая такое святотатство, тотчас иссохла. Живописец принес в церкви покаяние, исповедав при всех свой грех Патриарху. Святитель Геннадий помолился о согрешившем, и рука живописца исцелилась. 

      Для устранения возникших в Церкви беззаконных действий и лжеучений святитель Геннадий созвал Поместный Собор, на котором была осуждена ересь Евтихия и запрещена симония (посвящение в сан за мзду). Святитель заботился о том, чтобы лица, желавшие принять священный сан, были хорошо знакомы со Священным Писанием и знали наизусть Псалтырь. 

Во время патриаршества святителя Геннадия в Константинополе был построен храм в честь святого Иоанна Предтечи. Тогда же некий сенатор Студий, пришедший из Рима, основал монастырь, который стал известен впоследствии как "Студийский". Церковным экономом при святом Патриархе Геннадии был преподобный Маркиан (память ему совершается 10 января). Святитель рукоположил во пресвитера преподобного Даниила Столпника (память ему совершается 11 декабря). Известно его "Окружное послание против симонии", утвержденное Собором 459 года. Святитель Геннадий управлял Константинопольской Церковью 13 лет. Он мирно скончался в 471 году.

 

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google