Почему не следует христианам купаться на праздник Крещения

 

      Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нём упоминается в апостольских постановлениях, а от II века сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Крещения и совершаемом перед этим праздником ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания. В III веке о событии Богоявления беседовали при Богослужении праздника св. мученика Ипполит и Григорий Неокесарийский, в IV веке св. отцы Церкви Григорий Богослов, Амвросий Медиоламский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. Но ни у одного из них не упоминается о крещенских купаниях. 

     Обряд великого водосвящения возник из обычая крестить оглашенных накануне Богоявления. Сама молитва Богоявленского водосвящения (дораскольной церкви) взята из обряда крещения и есть не что иное как позднейшая её переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд Богоявленского водоосвящения к вечеру накануне этого праздника. Этот обычай однократного освящения воды держался до XI-XII века и за тем, под влиянием иерусалимского устава, уступил двукратному освящению накануне дня Крещения оглашенных и в самый праздник. 

      В народе этот выход известен под именем «Иордани», так как церковные процессии выходов для освещения воды символизируются как выходы на реку Иордан. В некоторых местах этот праздник в народе называется «Водощи» – то есть водокрещи от совершения водоосвящения. 

    Обычай купаться возник в Малой России (Украине) и распространился по всей Белоруссии и России. Купались те, кто колядовали, гадали, колдовали на святках, считая, что этим они смоют с себя все грехи и очистятся. О! Великий самообман. Вместо того чтобы идти на исповедь нести епитимью и исправляться, человек думает, что он чист духовно и не совершенствуется, продолжает грешить дальше, по сути крещенское купание – рассадник суеверия. 

Крещенская вода называется великою агиасмою (от греч. – святыня) и к этой воде христиане имеют великое благоговение – её пьют те, кто не может принять видимого причастия, она помогает больным, используется для освящения икон и пр. Над крещенской водой Богу молятся о причащающихся ею (благоговейно пьющих и мажущихся), но не о купающихся в святыне. 

     Церковь повелевает, где упадет хотя бы одна капля освящённой воды выжигать это место горячим углем, чтобы не было оскернения святыни. Купание в крещенской воде – это по сути кощунство по отношению к крещенской воде. 

     У С.В. Булгакова написано: «Купаются в особенности те, которые на святках переряживались, гадали и проч. суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов». 

     Так же А. Коринфский упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничая – рядился о святках, чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде, купаются и просто «для здоровья». Последнее, однако, не всегда оправдывается на деле». 

     Что говорит нам Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов». Потом очищение только через покаяние! 

    Послушайте и посмотрите, кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события и святоотеческим преданиям посвященным Богоявлению. Общего не найдёте. Добровольно подвергается риску здоровье. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему Его дияволу: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим (известны случаи, когда люди простужались и даже умирали после такого купания). 

     Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освященной воды не дает случиться ничему плохому. «Следовать» подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Посмотрим, что говорит об этом Евангелие: «… и требовали от Него знамения с неба искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мф. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…»» (Мф. 12:39; 16:4). 

     В 24-м ответе 44-ой главы Стоглавого Собора 1551 года говорится о недопустимости проявлять на великие Господские праздники, в том числе и на Крещение, языческие обычаи плесканий в различных водоемах. 

     Из вышеперечисленного видно, что крещенские купания для Древлеправославной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении и даже противоречат им.

 

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google