Христианин должен проводить жизнь по законам и правилам

(Из поучений святаго Иоанна Златоустаго)

 

     Будем оберегать душу от того, что кажется безразличным, но производит грехи. Ибо из действий одни суть грехи, а другие не грехи, но бывают причиною грехов: например, смех по свойству своему не есть грех, но он бывает грехом, если простирается чрез меру; ибо от смеха происходит насмешливость, от насмешливости – срамословие, от срамословия – постыдные дела, а за постыдными делами – наказание и мучение. Исторгни же прежде корень, чтобы уничтожить всю болезнь; если мы будем остерегаться безразличного, то никогда не позволим себе запрещенного. Так, для многих кажется безразличным – смотреть на женщин; но от этого рождается сладострастная похоть, от похоти – прелюбодеяние, а за прелюбодеянием опять наказание и мучение. Так и роскошь кажется нисколько непорочным делом, но отсюда – пьянство и бесчисленное множество зол, сопряженных с пьянством. Итак, во всем будем истреблять начало грехов. Христианину непозволительно жить безразлично; но должно назначить себе законы и правила, чтобы делать все тщательно даже и в отношении к тому, что считается безразличным. Ибо вся настоящая жизнь есть подвиг и борьба, и однажды вступившим на это поприще добродетели надлежит быть воздержными во всем: всяк же подвизаяися, говорит Апостол, от всех воздержится (1 Кор.9; 25). Не видишь ли, как в гимнастической борьбе много заботятся о себе те, которые вступают в борьбу с людьми, и с какою воздержностию они упражняют свое тело? Так должно быть и здесь. Но так как у нас борьба не с людьми, а со злыми духами, то и упражнение наше и воздержание должны быть духовные; ибо и оружия наши, в которые облек нас Христос, суть духовные. Итак, пусть и глаз имеет свои пределы и правила, чтобы не увлекаться тотчас всем, представляющимся ему; и язык пусть имеет ограду, чтобы не предупреждать мысли. Для того и зубы и губы созданы к охранению языка, чтобы язык никогда не устремлялся неудержимо, растворив эти двери, но наперед устраивал хорошо все, что относится к нему, и потом выступал со всею благопристойностию и произносил такие слова, которые доставляли бы приятность слушающим, и говорил то, что служит к назиданию слушателей. Должно всячески воздерживаться и от непристойного смеха, и походку иметь тихую и спокойную, и одежду скромную, и вообще во всем нужно благоустраивать себя вступившему на поприще добродетели; ибо благопристойность внешних членов есть некоторое выражение внутреннего состояния души. Если мы усвоим себе такую привычку с самого начала, то, идя потом по этому пути с легкостию, будем преуспевать во всякой добродетели, не с большим трудом, и приобретем себе великую помощь свыше. Таким образом мы будем в состоянии и с безопасностию переплыть волны настоящей жизни и, став выше сетей диавола, получить вечные блага.

 

  • квадратная иконка facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка Google