О погребении и панихиде

Смерть. Как бы человек не готовился к ней, она всегда приходит для него неожиданно. Мы все понимаем, что это совершенно естественно. Так уж устроен наш мир. Но всё равно тяжело переживаем боль утраты близкого нам человека. Но нужно ли вообще говорить о смерти, думать на эту тему? Проще есть, пить и веселиться, а смерть пусть приходит в свой срок… Такой взгляд приемлем для животного, но не для человека. Думая о смерти, мы ведь думаем прежде всего о жизни. Что такое наша жизнь, какой смысл имеют наши мысли и чувства. Память смертная позволяет увидеть нам, с одной стороны, хрупкость нашей земной жизни, с другой стороны – научиться жить так, чтобы не растратить жизнь попусту. Словом, через призму смерти наша жизнь, если, разумеется, хотеть жить по-настоящему, приобретает серьезность. Смерть делает нас ответственными за каждое наше слово и каждый жест. 

       Характерно, что история рода человеческого, как ее излагает Богодухновенная книга Библия, начинается… со смерти человека, причем праведника – Авеля.
Вдумайтесь: человек отступил от Бога и изгоняется из Рая. И первый человек зачат и рожден вне пределов Эдемского сада. Это Каин, имя которого происходит от др.евр. глагола канб – «приобретать собственность». Глубоко символично и имя первой жертвы смерти, второго ребенка Адама и Евы. Его назвали Авель, что от др.евр. «дышать». В этих именах – вся сущность обоих братьев. Первый накрепко связан с землей, он стремится к приобретению, к захвату, второй… живет небесными ценностями. По мнению святых отцов, братоубийство было преднаречено их собственной природой, потому что человек желающий «приобретать собственность» возненавидел человека «духовно дышавшего», завидует ему и стремится его устранить.
       До тех пор смерть не похищала еще никого. Но Каин убивает брата (Быт. 4, 8) и бежит от Бога…  Человек прозрел: «Смерть пришла в мир!»
       А ведь на самом деле смерть пришла еще раньше. Ее впустили в мир Адам и Ева. Впустили грехом, отступлением от Бога. Им Господь говорил, обращаясь к Адаму: «возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19).  Но не верили, а может быть, сомневались, что их грех стал причиной их смертности… Но это оказалось правдою. Смерть пришла, и первые люди осознали, что произошло нечто страшное, непоправимое: «Смерть пришла в мир».

     Бог не сотворил человека «ни смертным, – пишет св. Феофил Антиохийский, – ни бессмертным, но способным к тому и другому; чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него награду  – бессмертие и сделался богом (по благодати); если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам (человек) был бы виновником своей смерти. Ибо Бог создал человека свободным и самовластным».

      Нужно отметить, что человек бессмертен не сам по себе, а как причастник Божественной Жизни. Разлучится с Богом – и его природа подпадет под воздействие бесовских сил, пытающихся весь мир ввести в хаос и погубить. «Как существо сотворенное человек по естеству был преходящим, ограниченным, конечным; а если бы он остался в божественном добре, он бы благодатью Божией остался бессмертным, непреходящим» (св. Афанасий Великий).

       Но прародители наши отступили от Бога, и в мир вошла смерть. Сначала как обещание: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19), потом – как жестокая реальность. Разве не содрогалось сердце Адама, когда он видел лежащее перед ним холодное тело любимого сына?.. Разве можем остаться равнодушными мы, когда смерть похищает наших детей и вообще всех сынов и дочерей человеческих?..

        И Церковь отвечает: смерть – это катастрофа, это извращение Божественного замысла… Но Бог и зло обращает к добрым последствиям. И смерть явилась… благодатным даром от Бога человеку. Ведь если бы смерти не последовало, первые люди могли вкусить от Дерева Жизни и обрести бессмертие. Сам Господь говорит про Адама: «как бы не простер он руки своей и не взял также от Дерева Жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт. 3, 22). Жить вечно – продолжая вечно грешить… Может ли быть худшее зло? А вечно грешить значит возрастать во зле, уподобляться бессмертному сатане. Следовательно, заключают отцы Церкви, смерть согрешивших прародителей явилась благом: «Бог называет смерть “благодеянием”, а ты сетуешь,  – убеждает христиан Иоанн Златоуст. – Если б кто и должен был плакать, то только диавол. Он – бессмертен и его грех не имеет предела. Мы же, благодаря смерти избавляемся от вечного греха, для нас смерть «покой и тихое пристанище». «О мудрость и милосердие Божие! – восклицает св. Григорий Богослов – Грех порождает смерть, а смерть убивает грех».

       Более того, смерть является очень сильным педагогическим средством. Видя смерть, разложение, конец и тщетность всех земных стремлений, человек таким образом избавляется от гордыни. Человек понимает свою ограниченность и слабость, а понять – это значит уже почти обратиться к Богу, потому что лишь с Ним, Его силой и Его достоинством мы сильны. Святитель Иоанн Златоуст размышляет от имени Бога: «Я тебя призывал к большей чести, ты же, проявивший себя недостойным дара, изгоняешься из Рая. Несмотря на это Я тебя не презрю, но буду исправлять твой грех и возведу тебя на Небо. Поэтому я попускаю тебе умереть; Я оставляю твое тело гниению и тлению. Ты же, видя все это, поймешь свое бессилие, свое земное начало, свою малость и не будешь воображать о себе и мечтать более надлежащего о себе» (св. Иоанн Златоуст).

Запрещая вкушать от Дерева познания добра и зла, Господь обещал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). Умер ли Адам, умерла ли Ева в день их богопреступной трапезы? Физически – нет. Телом Адам жил еще девятьсот тридцать лет. Но душевно – да. Святой Исидор Пелусиот говорит: «в смерти Адама произошло не отделение души от тела, но отдаление Святого Духа от бессмертной души». Преподобный Симеон Новы Богослов, продолжая эту тему, говорит: «душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа, Которым осеняему быть человеку благоволил создавший его Бог, чтобы он жил подобно Ангелам Божиим» 

Адам согрешил, и в человеческую природу, как яд, вошла смертность. Душа человеческая разлучилась с Духом Божиим, разорвала связь с Божественной силой, животворной энергией. И постепенно силы человека, призванного к бессмертию, иссякли. Легко проследить, как Библия говорит нам об этом «оскудении» жизненной силы в потомках Адама. Адам прожил 930 лет; Сиф – 912 лет; Енос – 905 лет и т.д. Лишь в некоторых отдельных потомках количество лет жизни чуть-чуть увеличивается, вообще же жизнь идет на убыль. Позже псалмопевец Давыд скажет: «Мы теряем лета наши, как звук. Дней наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет… проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 9-10)… В пятой главе книги Бытия, где рассказывается о допотопных жителях, этих потомках Адама, оскудевающих жизнью, после упоминания о каждом праотце следует приговор Священного Писания: «И он умер». Этими тремя словами, которые богодухновенный текст повторяет восемь раз, подчеркивается, что смерть господствовала над всем человеческим родом!

        Спустя тысячелетия Ап. Павел укажет на выход, на возможность освобождения от смерти. Смерти больше нет. Она побеждена. Но это в далеком будущем. А пока смерть царствует и похищает всех людей, пришедших в мир. Всех без исключения.

      Но христианину недостаточно знать о посмертной участи души и тела. Ему еще полезно узнавать и о подробностях, деталях этого таинственного перехода из жизни временной — в вечную. Ведь и начало, и конец жизненного пути имеют для человека принципиальное значение. На этом пути важно все, каждое мгновение бытия и даже мгновение расставания с ним. Христианину нужно помнить, что подобающее погребение тел усопших христиан от самого начала бытия Церкви составляет одну из важных сторон ее жизни. В древней Церкви христианская община заботилась о том, чтобы ее члены не лишались должного погребения, сопровождаемого заупокойными молитвами. Погребальные обычаи христиан определяются верой в телесное воскресение умерших и отношением к телу христианина как к храму Божию. Поэтому в обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. 

Переходя к тебе христианского погребения, вашему вниманию хочется предоставить фрагменты из книги «Приготовления к погребению», изданной в 2004 году Самарской Древлеправославной Поморской старообрядческой общиной, где содержится полезный материал для всех, кто желает быть сведушим в вопросах настоящего христианского погребения.

Предисловие

Последнее напутствие умирающему

Омовение тела

Одежда для усопших

Заметки по чину погребения

Обустройство могил

Поминальный обед

Уложения 1-ого Собора